+38 (067) 610-08-36

+38 (050) 159-58-53



ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НОВОМ ФОРМАТЕ

ПОДРОСТКИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Всё не так страшно, как Вам кажется.

Два уровня понимания и два подхода к проблеме: обывательский и профессиональный –

есть ли между ними разница ?






В чём заключаются сложности выбора? Правда ли, что Вы – переживаете об этом больше, чем сам подросток? Одиноки ли Вы в своих затруднениях? И – что со всем этим делать?


Дочитайте до конца, ясность – враг сомнений).


Мы подготовили для Вас компиляцию самых свежих исследований и неожиданных выводов на тему профориентации подростков.


Для многих ли родителей выбор будущей профессии своих детей – это проблема?


Во всем мире ежегодно проводятся исследования на эту тему. Каковы же их результаты? Внимание!


— Только 15% школьников уже определились с профессиональным выбором.


— Столько же — вообще не думает о самоопределении (т.е., «плывут по течению»).


А теперь – приготовьтесь:


— Оставшиеся 70(!)% — не имеют чёткого понятия о том, какую профессию, всё-таки, выбрать, но — переживают об этом, как правило, старательно скрывая эти переживания.


Первый вывод: даже если Ваш ребенок – не в числе «определившихся», это не повод пить таблетки.


Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Попытки родителей, особенно в семьях


интеллигенции, ускорить этот процесс с помощью психологического нажима всегда приводят к реакции протеста или росту тревожности.


К тому же, замечено, что раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.


Это – всего лишь, повод помочь.


Как? Спокойствие, только спокойствие – до последней точки в этой статье осталось менее 5-ти минут. Мы уже выяснили, что Вы – далеко не одиноки в своих трудностях. Более того – трудности эти – естественны для подавляющего большинства детей и их родителей. Продолжаем вооружаться знаниями.


Откуда берутся трудности?


Парадокс: в 10 — 12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. А уже в 14 или 15 лет проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить не менее 70% подростков и их родителей.


Что же происходит между 12-м и 14-м годами?


Естественное взросление. Псевдоуверенность 10-12-летних обусловлена отсутствием жизненного опыта и незначительной потребностью в самореализации.


У детей в 14 — 15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений и сомнений, потому что для этого возраста, вообще, крайне актуальной становится задача найти свое место в мире.


А в современном мире – во многом, благодаря СМИ, рекламной и киноиндустрии — субъективная оценка «своего места» в мире, практически, слилась воедино с – субъективной же – оценкой «правильности» своей профессиональной деятельности. От профессии зависит престиж, от профессии зависит доход.


И в 14 – 15 лет дети это уже понимают. И скрывают свои переживания по этому поводу они – просто… чтобы не показаться слабыми.


Чего не знают подростки, и что знают взрослые?


Подростки пока не знают того, что сама по себе профессия – не является «твоим местом в мире».


Того, что гораздо важнее не «кто ты» — а «как ты себя в этом чувствуешь».


Взрослые – это уже знают. Потому что у них – есть опыт.


Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Детей часто привлекают модные и популярные профессии, например, манекенщица (модель), актёр, рок-певец или диджей, даже если у них нет для этого необходимых данных.


Многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.


У ребёнка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность». Например, заявлять: «Хочу быть начальником!».


Причин такой «недоинформированности» – несколько:


— Появление новых профессий.


Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым. А о новых профессиях – дети могут «узнать», разве что, из фильмов.


— Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями.


Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.


— Исчезновение кружков по интересам.


Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – кружок по журналистике, если интересовался животными – кружок юннатов. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.


В итоге, содержание многих сфер деятельности остаётся непонятным для школьника, и — только формирующейся личности — сделать выбор в условиях такой неопределенности очень тяжело.


Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых.


Главная проблема.


Все, о чем мы с Вами говорили выше, можно назвать «внешней» информацией – информацией о том, что находится за пределами, собственно, личности ребенка. В контексте выбора профессии психологи называют это «внешними мотивами» (внешними причинами, влияющими на выбор).


Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды: мнении родителей, родственников, друзей и сверстников, уже упомянутых выше рекламе, кино, традиционных и современных виртуальных СМИ.


А вот опираются эти мотивы – уже на внутренние реалии психики подростка: на желание быть успешным в глазах окружающих, боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.


На внутренние реалии (особенности личности конкретного, Вашего, например, ребенка) опираются и внутренние мотивы выбора. Внутренние мотивы – тесно связаны с характером подростка, его способностями, склонностями, привычками.


То есть – именно с той сферой, которая у подростка едва начала проявляться. Со сферой его внутренней реальности в более широком понимании, чем список общераспространенных подростковых страхов.


Подросток ещё не знает себя, и в этом – главная проблема выбора будущей профессии.


В идеале,


осознанный выбор профессии должен был бы базироваться на «трех китах»:


Хочу — интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;


Могу — уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;


Надо — спрос на профессию, потребность в ней общества.


В реальности –


подросток имеет «отрицательный баланс» по всем трем пунктам:


Чего хочу – не знаю, потому что еще не знаю кто я.


С могу – тоже сложно, потому что не знаю, чего хочу, и не знаю, в достаточной степени, себя, а сравнивать два незнания – дело бесперспективное и к нервным срывам приводящее.


Будет ли и завтра надо то, что востребовано сегодня – тоже вопрос.


Что же нам делать с этими тремя незнаниями?


Хорошо сформулированный вопрос – половина ответа.


Конечно же, восполнять информационные пробелы!


— Дать ребенку возможность познакомиться с самим собой поближе: он должен найти ответ на вопрос кто я — чтобы осознать свои настоящие внутренние мотивы, и делать выбор, опираясь на них, а не на привнесенные извне чужие мнения.


— Предоставить ему достаточно информации о тех профессиях, которые соответствуют выявленным внутренним мотивам – чтобы он смог и захотеть, и оценить степень своей готовности (могу) к выбранному виду деятельности, и четко понимать, насколько и кому нужны его таланты (надо).


— Помочь приобрести и развить навыки:


а) необходимые — для успеха в выбранной профессии;


б) универсальные — создающие для него конкурентное преимущество в любом виде деятельности


– сняв, таким образом, сомнения в будущей актуальности выбранной на сегодня ребенком профессии (надо).


В результате


— Возникает осознанное (то есть – свое собственное) хочу, которое не требует «кнута».


— Появляется понимание уровня своего могу – и ясность в направлении его развития.


— Приходит уверенность в своих возможностях, потому что подросток знает: то, что он хочет и может – обществом востребовано, и за это — готовы платить (надо).


Хорошие новости в том – что сегодня дать все это подростку, предоставить все необходимые инструменты и помочь найти ответы на вопросы – легко.


Обращайтесь, поможем. Это – наша профессия.